ГлавнаяДостопримечательности РоссииЧуйский тракт в Алтайском крае, лучшие пейзажи

Чуйский тракт в Алтайском крае, лучшие пейзажи

Чуйский тракт в Алтайском крае, лучшие пейзажи

Чуйский тракт – участок федеральной трассы М52 на Алтае, простирающийся на 607 километров, вплоть до границы России с Монголией. Эта автодорога проходит по чрезвычайно живописной местности, неподалеку от горных хребтов Алтайского края. Благодаря красоте этих краев тракт признан излюбленным местом среди путешественников, велосипедистов, авто-стопщиков. Вдоль него расположено большое количество различных кемпингов, баз отдыха и гостиниц.

История Чуйского тракта начинается еще с середины 18 века, и наполнена многочисленными интересными фактами. Не случайно именно этой автодороге – одной из немногих в мире – посвящен отдельный музей(!), в котором собраны различные архивы, документы, фотографии, картины, хранится объемный макет этих мест.

Чуйский тракт называют центральной транспортной артерией Алтайского края. Свое начало он берет у моста через реку Бию в небольшом городке Бийске. Первые 150 километров дороги проходят вдоль берега реки Катунь. Пару раз тракт её пересекает, и лишь однажды немного отступает, преодолевая горные перевалы. Последние 200 километров дорога идет вдоль реки Чуи.

О Чуйском тракте упоминается во многих народных и бардовских песнях, его причисляют к числу чудес России. Эту – одну из древнейших дорог – сравнивают с Северным Шелковым путем, соединяющим Западную Сибирь с Центральной Азией.

История Чуйского тракта

Когда-то на месте нынешней федеральной трассы, проходила лишь узкая, но хорошо протоптанная тропинка. Еще с древних времен этот путь использовался для торговых и военных целей. А первые упоминания о нем заложены в хронику тысячелетней давности!

Когда-то в верховьях реки Катуни находилось место, привлекательное для паломников – Священное дерево. Вместе с верующими в эти места прибывали и торговцы, предлагая иноземцам свои товары.

К середине 19 века у реки Чуи образовались целые ярмарки. Тогда же там были выстроены первые избушки, предназначенные для проживания и хранения товара. А к 1860-м годам остро встал вопрос о строительстве здесь удобной дороги, поскольку добираться с товарами по узкой тропинке между горных отвалов оказалось крайне сложно.

До начала двадцатого века было создано несколько проектов и смет по возведению будущей дороги, предполагалось сооружение многочисленных постоялых дворов вдоль нее. Но долгое время все эти планы оставались лишь на бумаге. Пока весной 1901 года не началась масштабная стройка.

Задействовали более ста рабочих, потратили немалые средства (часть из них выделил комитет железной дороги, часть – была собрана купцами). В середине 1903 года строительство завершилось. Но полученный результат оказался далеко не идеальным. И в скором времени дорога начала разрушаться, быстро возвращаясь к первоначальному состоянию.

Масштабное восстановление началось лишь в 20-ые годы. Построили мосты, выбрали направление дороги, в труднейших условиях проложили путь между горных перевалов.

В 30-е годы к строительству подключили многочисленных заключенных – раскулаченных крестьян, репрессированных. Более 10 тысяч человек пробивали дорогу, выравнивали ее, засыпали гравием, строили капитальные мосты. В 1935 году – состоялась сдача автодороги в эксплуатацию. В дальнейшем проводились лишь ремонтные и восстановительные работы на различных участках Чуйского тракта.

Достопримечательности Чуйского тракта

Помимо прекрасных пейзажей, вырисовывающихся на всем пути по Чуйскому тракту, вдоль него расположилось огромное количество памятников природы Алтайского края.

Это и живописные горы с ущельями и отвесными скалами (например, горы Бабырган, по форме напоминающие башни), и прозрачные горные озера (семиступенчатые Карагольские озера, или озеро Ая с островом посередине – Беседкой Любви).

Привлекают приезжих и многочисленные лечебные источники (самый популярный – минеральный источник Аржан-Суу). И шумные речные пороги, и каскадные реки. И загадочные пещеры, в которых когда-то жили люди (например, Тавдинские).